Рассказ найденный в интернете
------------------------------------------------
Здравствуйте. Прочитал, вспомнил Север.
В 90 годах работал на Ямале, на тропосферной радиостанции Р-410-5.5.
Тропосферка принадлежала Салехардскому узлу связи и радионавигации, стояла в тундре,
недалеко от посёлка Панаевск. Чаши были развёрнуты на Надым.
Тут же, рядом с кунгом, стоял балок, в котором находилась аппаратура уплотнения П-301,
с неё сигнал шёл в Салехард. Мне пришлось её восстанавливать после ненецкого разгрома.
Когда её привезли в Панаевск, какой-то слишком «грамотный» ненец пустил слух,
что от тропосферки будут дохнуть олени. Вот и устроили ненцы погром аппаратуры в кунге.
Побили топорами пульт, приборы на блоках.
Что касается безопасности при обслуживании, скажу так.
Зимой в балке было очень холодно, приходилось уходить спать в кунг.
Мощность убирал до 0.3, и вентиляционные лючки обдува выходных каскадов закрывал.
Сам кунг стоял на бетонной плите, а вокруг него мы построили деревянный саркофаг,
для защиты от снега и дождя. А при работающей станции, мы старались не выходить под антенны.
Может два года не такой большой срок, но работа на тропосферке не отразилась на моём здоровье.
Проблемы были с натяжками тросов антенных мачт. Хотя мертвяки, к которым крепились тросы, глубоко сидели в грунте,
но тундра есть тундра. Чуть прозеваешь натяжку, как мачты начинали «гулять». А ветра там были сильные.
Однажды, такая ночёвка в кунге, чуть не стоила мне жизни.
Основное электропитание мы получали из поселка, резервное от двух дизель-генераторов.
Столбы линии электропередачи были установлены плохо, и часто падали, не выдерживая ветровой нагрузки.
Иногда, в полярную ночь, их сбивали проезжающие на «буранах» ненцы.
И в тот раз, ночевал я в кунге. Уже стал засыпать, как раздалась вспышка из стойки питания,
погасло освещение, и пошёл едкий дым. Выскакиваю из кунга, отключаю рубильником ЛЭП.
Лечу в дизельную, запускаю дизель. Открываю стойку питания, а там сгорела шина заземления.
Понял, что опять столб упал. Восстановил шину, включил Р-410.
Только после этого сел на «буран», поехал осматривать ЛЭП.
Смотрю, рядом с упавшим столбом копошатся ненцы, столб упал прямо на сани,
прицепленные к «бурану». Оказывается, в темноте они налетели на стальные растяжки,
которыми мы крепили опасные столбы ЛЭП. Отогнал их от столба, поехал к поселковому рубильнику на входе ЛЭП,
отключил напряжение. Жаль, не сохранились фотографии того времени,
а как красиво смотрелись чаши нашей тропосферки зимой. Особенно когда мы подсвечивали их снизу прожекторами. Как две большие луны висели они над тундрой, и даже служили ориентиром для местных жителей, по дороге из райцентра Яр-Сале до Панаевска.
P.S. Простите за лирику, может она тут не уместна?
------------------------------------------------------------------
http://www.russianarms.ru/forum/index.p ... 28.msg3166
Р-410 на Ямале
Re: Р-410 на Ямале
Очень интересный рассказ. Без "лирики" не был бы таким увлекательным. Хочется вспомнить, на ЛУЧе, на ТЗ-1, тоже стояла (точно не помню, какая Р-4..) радиостанция связывающая подразделения ПВО Алыкель (аэродром Норильска) с материком через Горизонт-М. От ПВО был прикомандирован ефрейтор Рязанов Анатолий, обслуживающий станцию. Частенько приходилось выполнять за него его функции. Стоял у нас на котловом довольствии. Жил со всеми в казарме. Все относились к нему, как к штатному сослуживцу.
Re: Р-410 на Ямале
"Луч" с подразлелением ПВО соединялся через РРС прямой видимости Р-404
Эта информация есть на главной странице "Луча"
http://www.trrlsever.org/SEVER/ALYKEL/luch.html
Эта информация есть на главной странице "Луча"
http://www.trrlsever.org/SEVER/ALYKEL/luch.html
Re: Р-410 на Ямале
Рассказ действительно очень интересный, я в 1990-1992 служил в ПВО на о. Врангеля, командиром взвода связи. Между островом и материком тоже была ТРРЛ на Р-410. А у нашей части было всего 2 канала с Мысом Шмидта по Р-405 (через поселок Ушаковский и соответственно Р-410). Остальное все радиотелеграф. Сейчас уже ни поселка, ни военных, никого там нет. Антенны ТРРЛ "Север" видел неоднократно, и на Шмидте и в Анадыре, но к сожалению ни с кем не познакомился...
Вообще сайт хороший, жаль что у ПВО-шников такого нет...

Re: Р-410 на Ямале
А в каком месте на острове Врангеля стояла Р-410? И с каким пунктом работала? Вообще интересны подробности.
Re: Р-410 на Ямале
На о.Врангеля Р-410 стояла в Ушаковском, (бухта Роджерс) а работала с Мысом Шмидта. Кстати сейчас с развитием сотовых систем операторы довольно широко применяют ЦРРС. В частности в марте в Анадыре работал на V4 NEC (16Е1), зеркало 0,6 м. Работает с Углями. Интересно в пургу много ошибок валится на пролете? Не поинтересовался к сожалению. Конечно с Р-405 не сравнить...
Re: Р-410 на Ямале
Здравствуйте, коллеги! Зовут меня Петрушов Александр. Совершенно случайно наткнулся на ваш сайт и засел на несколько дней
Не удержался и решил черкнуть немного. Литературных талантов нет у меня, так что описать что то художественно я не смогу, а вот констатировать события смогу. Итак, по порядку: 16 сентября 1983 года мы с товарищем Морозовым Владимиром выгрузились в аэропорту Мыса Каменного, после чего начали работать на ТРРС-410 Каменного Геолсвязи. В то время станция работала токо на Се-Яху, затем подключился север дальше до Харасавея. Потом уже в 1987 году трасса заработала полностью. Начиналась она в Лабытнангах, затем Кутопьеган (ВЧ-транзит), Нумги, Сетная (ВЧ-транзит), Мыс Каменный, Се-Яха, Сабетта, Харасавей. Там мы с другом отработали до ухода на срочную весной 1984. Служил я тоже в связи г. Белогорск Амурской области в/ч 21612 и 64048. Затем вернулись. Ну это уже другая история. Так вот само собой, что связисты всегда между собой ладят, так же было и на Каменном. Ребята с Камы частенько приезжали к нам и мы общались, соответственно чем то мы им помогали и они нас частенько соединяли с Землей. Рома Ромазанов так вообще после службы перешел работать к нам. Работал в лаборатории по ремонту инженером. Служил на Каме срочную, потом остался прапорщиком. Не знаю как сложилась его судьба. Его подарок - пинцет с надписью ТЗ до сих пор мне служит. С Камой нас связывала РРС "Контейнер" потом поменяли на "Трал" уплотнение П-303. Потом отдавали каналы в аэропорт по Р-404. Вообще горизонтовские площадки впечатляли где бы они не стояли. Циклопическое сооружение особенно для северных карликовых деревов! Да и испытывали мы уважение к тем ребятам, которые в нелегких условиях работали и служили, все таки у нас на гражданке было намного проще и легче. Сейчас я все так же на Севере, но теперь уже вахтовым методом. Летаю в п. Ямбург. Помогаю посредством связи добывать газ для нашей Европы. Кстати и на сайт то напал по запросу "Тропосферная РРС". Как раз преприятию, на котором я работаю нужен временно, пока идет строительство, телефонный канал на расстояние 150 км. в места, где нет никакой инфраструктуры. Альтернатива из известных : тропосферка Р-412. Наверное нигде не осталось их.

Вернуться в «Тропосферные ветви "Севера"»
Кто сейчас на конференции
Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость