Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Verov
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 30 дек 2011, 09:14

Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Verov » 06 ноя 2012, 19:04

Я не очевидец. Был сантехником на Рубине 78-80годах, поэтому представить, как это было, вполне в моих силах.
За годы службы каждый элемент вверенного оборудования любовно обнюхан, подкручен и покрашен.
Через два года дизельная сгорела. Очевидцы имеются, но что-то не торопятся написать об этом.
Они не работники дизельной. Попробуем смоделировать известные факты.
5 декабря 1982 года, воскресенье, 10 часов утра. Смена только, что заступила. Звонок из общежития - подтекает водопроводный кран. Сантехник ушел и больше в дизельную не вернулся (куда идти то, нет уже ничего). В его отсутствие погас котел, но солярка продолжала поступать и поступать. Естественно, взрыв. Стены из поролона, обитые алюминием. Сгорела мгновенно. Бочки взрывались и взлетали выше антенн. Резервная ДГК не сработала, оказались разморожены блоки цилиндров. Связи нет 12часов, пока со Шмидта военные не притащили передвижной генератор. Теперь смотрим. Сантехник покинул дежурство. Нарушение. Но попробуй поспорь с замполитом- себе дороже. Да и , вообще, какой кран может подтекать, вода, то включалась по минутам. После подъема 30 минут, и перед отбоем столько же. В субботу исключение- банный день. В выходные, вообще, запрещены все работы, только боевое дежурство. Второе. Котел, явно, стоял на ручном режиме, иначе бы отключился. Соляра в это время года шла с температурой под минус 30 с ледяной шугой, и никакие отстойники и фильтры не помогали. Иногда, факел мог потухнуть. Надо выключать котел, вентилировать топку. В ручном режиме , вообще, сантехник сидел на табуретке возле котлов безотлучно. И я старался чинить автоматику в первую очередь. Резервная дизельная. В ней не то, что тепло - ЖАРА. Воду с радиаторов дизелей не сливали. А вот, если дверь не закрыли плотно, тогда другое дело. Там не было дверного тамбура. Для севера это не типично. Но ее заносило снегом полностью и туда ходили не часто. Поэтому, и тепло. А вот сама резервная котельная была при мне неработоспособна. Три котла ВНИИСТО неплохие, а вот форсунки (копеечный кусочек железа, толщиной с карандаш) солярку вообще не распыляли. Не помогали, ни надфиль, ни полировка войлоком. Да, и без света котлы не запустить. Теперь ЛЭП. Так ведь, она в дизельную сначала заходила. Нет дизельной, нет и ЛЭП. Все нарушения до того мелкие ( ну, дверь плохо закрыл в резервной, ну ушел на 5 минут....), что и говорить не хочется. А все вместе, да в нужное время, вот вам и катастрофа. А за окном вовсю полярная ночь и пурга. Север не прощает ошибок и ...получай пинчище со всего размаху. Ребята, не хотел бы быть на вашем месте. Вот я, и полтора года парился у котлов безотлучно " настоящим образом". Когда на смене, конечно.

Аватара пользователя
Крылов А
Сообщения: 93
Зарегистрирован: 14 янв 2011, 20:53
Откуда: Моск.обл. г.Руза

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Крылов А » 07 ноя 2012, 22:19

А я только пепелище и видел.Да, говорили,что бочки взлетали выше антенн и еще ,что шкурки соболей у дембелей все сгорели там :D которые они накопили за службу!

Аватара пользователя
ValeriX
Site Admin
Сообщения: 189
Зарегистрирован: 01 авг 2009, 18:55

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение ValeriX » 08 ноя 2012, 07:10

Вопрос Верову. Котел погас. Ладно. Солярка продолжает поступать. Но с чего вдруг взрыв? В нормальных условиях солярка сама не взрывается. Гореть может что угодно, но надо поджечь. Т.е. непонятно: от чего загорелась солярка? Детский вопрос, между прочим :)
Далее. Солярка это не бензин, который в смеси с воздухом образует взрывчатую смесь. Достаточно искры.
Мне непонятно в этой реконструкции - что собственно взорвалось? Если очевидцы говорят, что бочки взлетали. В истории Горизонта были случаи, когда по халатности вытекали десятки тонн дизтоплива и почему-то никакого взрыва...
Далее все как-то понятнее. То, что очевидцы молчат я понимаю. То, что не работоспособна резервная дизельная - это собственно ПРИГОВОР. Это без всякой реконструкции говорит о том, что ни командир, ни зампотех ни энергетик НЕ СЛУЖИЛИ, а отбывали срок. Достаточно ОДНОЙ проверки и выясниться, что дизельная не работает. Не важно, какова причина: разморозили или перегрели там, но факт был бы установлен НЕ РАБОТАЕТ. Просто никто не интересовался вообще. Поэтому и молчат. Нет смелости признать свой провал. ВОЗГОРАНИЕ МОЖЕТ СЛУЧИТЬСЯ ВЕЗДЕ. Даже если все службу несут безупречно. Но надо к этому ГОТОВИТЬСЯ. А вот этого не было. Что там делали люди, которые отвечали за БЕСПЕРЕБОЙНОСТЬ СВЯЗИ, БЕЗОПАСНОСТЬ ЛЮДЕЙ И ЗА СВОЮ ШКУРУ, В КОНЦЕ КОНЦОВ. Ведь пожар на точке в условиях Крайнего Севера - это тоже самое, что пожар на подводной лодке. Нет возможность просто убежать. Кругом враждебная человеку среда...
А вы говорите "шкурки сгорели". Дураки по-моему, скажите спасибо, что живы остались. Видно все были озабочены именно шкурками, вот и результат. Никаких чудес.
Для примера. Как у солдата Швейка - на каждую историю у него был аналогичный случай...
На узловой станции "Чайка" произошла грандиозная техостановка. По счастью, ничего не сгорело.
Естественно, на станцию прибыла комиссия для "разбора полетов". В результате появился на свет отчет, в котором все свалили на недостаточно качественное дизельное топливо. А именно: в результате низкой температуры в трубопроводе образовались сгустки, и топливо перестало поступать. Здорово! Виноватых нет. Этот отчет пошел в Москву.
А что на самом деле?
Нюанс первый. А почему не запустили резервный дизель? Опять как и в случае пожара на "Рубине" ответ прост как грабли. У "резервного" дизеля аккумулятор разряжен был! Так какой же это на хрен резерв?
Ну а самое "смешное", что дизтопливо (как вы догадались) на виновато ни в чем.
Накануне в дизельной проводились какие-то работы при которых нужно было отключить пакетник, от которого запитывался двигатель насоса закачки топлива в расходный бак. По окончании работ этот пакетник забыли включить. В результате, когда топливо в баке закончилось дизель встал. Резервный дизель не запустился. Все. Сливай воду. Темно. Освещения нет...

Verov
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 30 дек 2011, 09:14

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Verov » 08 ноя 2012, 19:26

Есть вопрос, вот и ответ. Солярку при минус 30 поджечь практически невозможно. Тому пример, что сантехник котельной гаража постоянно отогревал топливопровод открытым огнем (паяльной лампой) совершенно безо всяких последствий. Но , на котле, то, стояла пневматическая низконапорная горелка ПНГ-1. Шестеренчатый насос под давлением 4 кг распылял на микроскопические частицы соляр. На этом же валу стоял вентилятор, нагнетающий воздух в топку. Пульверизатор. Форсунка имела , даже свое название АФ-65М. А поджигалась по простому- электроподжигом через электроды высокого напряжения. Фотоэлемент постоянно отслеживал наличие факела. Огонь погас, тут же искра поджигает, погас -поджигает. Если не загорелся факел (засорился распылитель, или электроды от вибрации двигателя разошлись более положенного) через 15секунд форсунка отключалась и загорался аварийный сигнал. Или фотоэлемент закоптился- котел на автоматике не пойдет. Но сантехник, он , хитренький. Зачем ему париться и форсунку разбирать. Переключил на ручной режим, и нормалек. Но тут то, ухо и держи востро. Если погас огонь, форсунка за 3- 5 минут заполнит взрывоопасной смесью не только котел, но и все помещение котельной, да и вообще все свободное пространство. А в других то, котлах-огонь горит. Вот и взрыв. Теперь резервная котельная (она и дизельная). Распылитель - это закругленный кусочек металла с насечками. Толщиной с карандаш, и длиной 1 см. Вот они то, в резервной и не распыляли толком. Я не механик , да и другие люди починить не могли. Теперь комиссия. Дали мне задание ночью снять форсунки с основных котлов и попытаться запустить резерв. Но ведь зима! Я решился снять только с одного котла. Все хорошо. Но два других, то, как не работали,, так и не работают. Резерв комиссия не засчитала. Мне по ушам надавали. ( А за что, основную котельную загубить могли). Я утер сопли, лучше тумаков, чем окоченеть в ледяной пустыне. Не поверите, и это- мне, МНЕ- все доверили переделывать (я как раз в ночную дежурил), мне- несмышленышу, прослужившему меньше месяца на точке. Мне- в учебке, видевшему котлы всего один раз (мы в Москве Олимпиаду строили). Дурдом на выезде. Я , конечно, во всем, как то, разобрался. Все таки, приборостроительный техникум. А , ведь , были у нас и тупые сантехники с 8 кл . образования. Могли, ведь и систему разморозить. Меня абсолютно никто не контролировал. Доверять, конечно надо, но проверять тоже. В саму резервную котельную попасть было не просто , ее заносило полностью. Но, у нас был простой способ. Мы прокапывали в снегу тоннель длиной метров 10-12. А, вход каждый раз заваливали, даже , если находились внутри. Приходилось откапывать, только, самое начало подземного хода. А вот, бочки почему взлетали выше антенн (об этом все очевидцы в один голос подтверждают ) не могу сказать. Может там бочки с бензином стояли? Шофера в дизельной свои машины не ремонтировали. А так, самое большее, неполная бочка с отработанным маслом , могла находиться. Как наполнялась, тут же под сопку. И еще , стояла бочка с чистым машинным маслом. Никакого аварийного запаса топлива не было. Хотя надпись метровыми буквами имелась. Был только основной расходный бак, литров на 200. Все остальное топливо на улице. Теперь поролоновые стены. Поролон был только в уличных стенах. В межкомнатных стенах поролона не было. Мы его (и не только мы) повытаскивали, чтобы на нем кемарить ночью между котлами. Пол - кафель. Не горит. Видать, сантехника долго не было. И соляры много напылило. А, дизелист, как обычно у себя в щитовой находился. В котельной, окромя уличных стен, гореть было не чему. Одно железо вокруг. А вот с дисциплиной, видать бардачок- водопроводный кран мог починить и дневальный. Да и , вообще, любой мужик. Лично я в общежитии ничего никогда не чинил ( один раз спутник запускали и все). Офицеры и старшина делали сами.
Последний раз редактировалось Verov 01 мар 2013, 09:05, всего редактировалось 6 раз.

Verov
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 30 дек 2011, 09:14

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Verov » 09 ноя 2012, 19:45

А, вот двум несостоявшимся пожарам, я был настоящий очевидец. Вернее, пожары были самые, что ни на есть настоящие. И дым, и огонь- все, как полагается. Да, только, эти сельские механизаторы, впитавшие с молоком матери и соляр, и машинное масло, были на высоте. Первый пожар случился, буквально, на второй день. Нас, начинающих , натаскивали на всем оборудовании, невзирая, ни на должности , ни на звания. Сантехник, в случае опасности, правая рука дизелиста. Середина ноября, часов 10 утра (везет нам, на эти 10 утра). Дизельная набита энергетиками четырех призывов: и дембеля и молодежь. В щитовой- народ. Мой наставник на ухо мне орет. Грохот от трех дизелей приличный, так как, эта толпа народу , что то , там затевала и дверь в машинное отделение была открыта. Посмотри направо, и увидишь ЩПС, и пост дежурного дизелиста. А вот, налево... ты увидишь... дым из под пола. Черный дым и запах горелой резины мигом заполнили это маленькое помещение. Я и понять ничего не успел, как пожар на моих глазах был потушен. Секунда- и- рефленка вскрыта. Вторая- и- рубильники переключены. Третья- и- углекислотник ОУ-80 уже недовольно шипит. Четвертая- свободный дизель запущен, и сержант, уже, висит на телефоне... с ТЗ улаживает. И все это , молчком (все равно, ничего никто не услышит), действовали слаженно, никто ни кому не мешал. Инженер -энергетик спокойно стоял в дверном проеме и не вмешивался. И, правильно делал- дежурный расчет рулит. А, нам , урок на всю службу- береги лес... то бишь, дизельную от пожара. Вообще, то, в дизельной, многое было на доверии. Получил задание и выполняй. А каким образом делать, где взять запчасти, начальство себя особо не утруждало. Думай сам. Котелок на плечах, не только пилотку носить. И , тут же , считало задание, уже, выполненным. Мы воспринимали это, как руководство к действию. Все равно, на смене ты один, и решение принимать только тебе. А, где свинтить недостающую деталь, мы лучше начальства знали. А, коротнули, наверное, мы -стажеры. При запуске дизеля , возможно, зарядник не был отключен. А, вместо предохранителя -"жучок". Токи при пуске-огромные, вот, проводка и загорелась. А, рядом другие провода. Промедление - смерти подобно. Еще случай. Полетел у первого дизеля центробежник топливного насоса. Он взревел, обороты зашкаливают. Выхлопной коллектор, хотя и был замотан асбестом, мигом раскалился до красна, прогорел и рассыпался в прах. Столб огня и дыма прямо в потолок машинного зала. А, глушился он рычажком на самом дизеле. Автоматика еще не работала. Дизелист накрылся спецаком и прямо под пламенем его заглушил. Да, и огнетушителем прошелся по всему этому барахлу. Вот так. Спасение утопающих - дело рук самих утопающих. А , помедли пару секунд, крыша, да и сама дизельная сгорела, бы, гораздо раньше. Ночью это было, в 1979 году. Заступил на смену, ни на кого не надейся, никому ничего не поручай. Не спи, и все делай сам. И, только, тогда, ты доживешь до светлого дня- своего увольнения в запас. Вот он наш лозунг. А он , и должен быть один.... Завел дизель- остановить его не мог ни кто, ни снег, ни ветер- только техник- энергетик.
Последний раз редактировалось Verov 10 ноя 2012, 18:12, всего редактировалось 5 раз.

Verov
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 30 дек 2011, 09:14

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Verov » 10 ноя 2012, 08:13

Конечно, сгоревшее барахлишко от коллектора, было оценено на профпригодность и пущено в дело. Фланцы отрезаны и приварены к неизвестно откуда, взявшимся кускам водопроводной трубы. Асбест собран по крошкам, размочен в воде и прилеплен. Прилажен глушитель, и вот он (дизелек, наш морской), уже , как и другие, добродушно попыхивает трубкой. А, чумазые вчерашние школьники, уже, фырчат у умывальника: Хорошо у нас в дизельной, горячая вода- круглый год. Похоже им и дела нет , что за окном тьма- тьмущая, минус тридцать и ветер, ветер.... на всем белом свете.
Последний раз редактировалось Verov 09 фев 2013, 10:42, всего редактировалось 1 раз.

Verov
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 30 дек 2011, 09:14

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Verov » 13 ноя 2012, 20:24

Неработоспособность резервной дизельной, конечно, не приговор. Работали, же , как то, столько лет без резерва . И ничего. Главное, люди. Настрой. А, если , замполит дизелистами, находящимися на смене, командует, конечно, ж...па. Наш замполит к-н Сидоров молчком обойдет всю дизельную и все. Сидит в комнате дежурного по части- труды Ленина штудирует.Там столько написано. на всю службу хватит. А вот случай один , забавный, был. Пришел к нам зампотех и начал нас гонять по схемам. И ... не правильно. Сержанты помалкивают, а я встрял . Поправляю. А, он свое прет. И, так уверенно. Я не выдержал ...и отпор даю. Сержанты оторопели. Сантехник- супротив . Щас он его и на губу. Я и прослужил , то всего ни чего. Само как то выскочило. Однако, Рябков не был , бы Рябковым. Смеется, хлопает меня по плечу и сходу предлагает... любое место в техническом здании. На полном серьезе. Даже в центр, кажется, обращался. Но, там решили дизельную не оголять - проблемы с автоматикой у нас были. Да и я, уже, влюбился в свою дизельную, ребята у нас были замечательные. Конечно, я потом догадался, что он это специально подстроил. Узнать хотел, кто чего стоит. Сам, он спец был отменный. На всей 103-ей никто спорить с ним не решался. Да и в людях разбирался хорошо. Старлей, а - зампотех, хотя и капитаны были.
Последний раз редактировалось Verov 28 янв 2013, 07:37, всего редактировалось 2 раза.

Verov
Сообщения: 121
Зарегистрирован: 30 дек 2011, 09:14

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Verov » 27 янв 2013, 09:41

Уезжал на дембель (усталость накопилась огромная ) ....все, как в тумане - ....выйти из строя... рав-няйсь, смирно...слушай приказ....уволить из рядов Советской Армии... Зашел в дизельную. Обошел все в последний раз. Попрощался. Эх, котлы, мои родненькие не подвели вы меня. Хорошо отработали. 19 мая , а морозец, и метет поземка. Из кузова военного грузовика бросил последний взгляд на сопку - сквозь снежные вихри несется моя дизельная, как летучий корабль (дымя всеми трубами ) ....но, уже с другим экипажем. Чуть, не заплакал...Потом,узнаю, слухами земля держится....сгорела, родимая. Не уберегли. А, жаль...

Котляревский
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 22 апр 2014, 21:41

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Котляревский » 27 апр 2014, 11:55

На Редукторе служил с осени 83 года-но застал тех при ком сгорела дизельная. Слышал их рассказы о том как они пытались её тушить снежками как потом жили в бане потому что была разморожена система отопления городка и общежития.И как и баню потом сожгли.Как запускали резервную дизельную-как на руках втаскивали новые ДГА-48 присланные с большой земли как оживала точка.
С их слов-у одной форсунки подтекал трубопровод-немного но руки не доходили.В тамбуре стояли бочки с маслом и было много ветоши промасленной
и ещё- дизельная была-как и городок отделана листом алюминевым а для утепления внутри был паралон который особенно под полом пропитался с годами маслом и соляркой.Достаточно одной искры или окурка а курили в дизельной дизелисты и сантехники втихую везде.
Вот вариант -почему сгорела дизельная.
И ещё-сантехник тупо спал в щитовой.

Котляревский
Сообщения: 15
Зарегистрирован: 22 апр 2014, 21:41

Re: Дизельная сгорела (реконструкция событий)

Сообщение Котляревский » 27 апр 2014, 12:10

Забыл -в 84году сгорел гараж с машинами Атт правда Газ-66 мы спасли вытащив практически на руках всей частью из последнего бокса.
Причина -тупо из-за сварки
Сгоревшая дизельная никого не научила.Везде было масло и ветошь. Отапливался гараж не тосольной а масленой системой отопления.
Бардак и грубые нарушения техбезопасности при проведения сварочных работ-вот общие причины того что обьединяет все пожары на Редукторе того времени.


Вернуться в «Я - очевидец»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость