Рижские Истории (Воспоминания) часть 6.Учебка
Учебка нас встретила волной жаркого пропитанного потом и сапожным гуталином воздуха. Бравый старший сержант Рязанов привел нас в расположение первой роты. Типовое двухэтажное здание именуемое казармой отчетливо дало понять, что порядок в учебке есть.Стены были выкрашены в зеленый цвет, прерывавшийся коричневыми прямоугольными вставками. То здесь, то там мелькали белого цвета звезды. Одним словом даже глубоко гражданскому человеку становилось ясно, что он попал в «армию».
После очередной проверки личного состава, называемого перекличкой ( мы потом называли ее сокращенно «первый, второй») мы салаги ( это нам объяснили после первой бани) решили перекурить и гурьбой направились в курилку, где в это время вальяжно восседали старшина роты и несколько сержантов.
Не зная правил армейского этикета и субординации мы приняли их за своих чуть-ли не братанов, тут же предложив им угоститься остатками спиртного счастливо довезенного до Актюбинска. Наше предложение вызвало у сержантов учебки дикий гомерический смех и обещание научить нас уму-разуму в ближайшее время. Что такое армейская дисциплина нам было неведомо, поэтому мы поначалу особо не переживали.
Я и мой лучший друг Козеренко И.П. держались вместе, в разговоры особо не вникали, но поняли что жизнь в учебке будет тяжелой. Опять построение и и нас повели в баню. После бани у нас отобрали гражданскую одежду (правда, кто хотел – отсылыл ее домой) и выдали х/б гимнастерки, брюки, пилотки, сапоги, ремни. Насколько помню, погоны, пуговицы и петлицы выдали в казарме, где мы первый раз в жизни начали подшиваться. А впереди еще был подворотничок! Сколько раз игла вонзалась в наши пальцы, трудно вспомнить…
День закончился всеобщим отбоем. Ночь прошла как одна минута. Утром подъем, построение, утренняя пробежка, туалет, умывание. Все шутят, друг друга подковыривают (все лысые после бани)… и не знают что их ждет дальше. В первый день показалось, «что нормалек, прорвемся!» Но началась дуристика в виде «приход – отход к и от начальника», шагистика до изнеможения, ходьба строем, шеренгой, раком, боком, беготня по учебке. Оказывается командир части ( сам бывший мотострелок из Сибири) запретил передвигаться по территории части пешим ходом. Только бегом! Все это в совокупности с очень плохой кормежкой в столовой изнуряло курсантов ( оказывается именно такое звание мы имели!) и подавляло так называемый «боевой дух». Все у кого был лишний вес начали катастрофически худеть. Да и как нас кормили. Абы как, в том числе и с недовесом такого стратегически важного продукта, как сливочное масло. Мясо в рационе присутствовало, но на столе заменялось салом, комбижиром.